Образовательная программа
Приоритетные направления образовательной деятельности.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва «Средняя общеобразовательная школа №10 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в специальных (коррекционных) классах реализует специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с умственной отсталостью VIII вида для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально -психологический реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает:
1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;
3) адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;
4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;
5) формирование здорового образа жизни.
Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.
Сведения о кадрах
Всего работников-62
Педагогические работники-41, из них: соцпедагог-2, психолог-2, логопеды-2, дефектолог-1, Всего учителей-34, Администрация-5 из них: директор-1, зам.дир. по УВР-1, зам. дир. по ВР-1, зав. по информатизации-1, зам.дир.по АХР-1
Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе следующие:
Личность ребенка
- Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
- Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
- Создать положительную Я-концепцию, снять «синдром неудачника».
- Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
- Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в классах VIII вида.
Основными условиями развития обучающихся считаем:
- учет возрастных особенностей;
- развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
- создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.
Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.
Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики.
Таким образом, психологическая служба обеспечивает:
- развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;
- обеспечение взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа логопедического кабинета направлена:
- на осуществление логопедической диагностики обучающихся 1 – 5 классов;
- выявление нарушений речи и их коррекция;
- консультирование учителей и родителей (законных представителей);
- диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.
Психологическая служба Учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.
Основными направлениями образовательной деятельности являются:
- охрана и поддержание здоровья детей;
- формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
- обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
- адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
- подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
- обновление содержания образования;
- повышение специальной компетентности обучающихся;
- усиление функциональной грамотности выпускников.
Организация учебно-воспитательного процесса. Оценка результатов образовательной деятельности.
Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с Учредителем.
Вопросы организации трудовой практики регулируются годовым календарным учебным графиком.
Срок проведения государственного экзамена по трудовому обучению в 9 и 11 классах устанавливается директором школы по согласованию с Учредителем.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале месяце – 7 дней. Сроки предоставления каникул согласовываются с Учредителем.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований СанПиН.
Режим работы школы:
Продолжительность учебной недели 6 дней, для 1-6 классов – 5 дней.
Продолжительность уроков:
- 1 класс – 30 минут в 1-ом полугодии.
- 2 – 9 класс – 35 минут.
В 1 классе предусмотрен «ступенчатый» режим работы.
Во всех классах в течение урока (после 15 – 20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1 – 2 минуты.
Продолжительность перемен:
5 минут, 15 минут, 10 минут, 10 минут, 5 минут.
Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:
- 1 класс (первое полугодие) – нет;
- 1класс (второе полугодие) – до 0,5 часа;
- 2 класс – до 1 часа;
- 3 – 4 класс – до 1,5 часа;
- 5 – 6 класс – до 2 часов;
- 7 – 8 класс – до 2,5 часа;
- 9 класс – до 3 часов.
Структура учреждения:
обучение – 1- 11 классы;
1-4 классы – начальное общее образование, этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;
5-9 классы, основное общее образование, на этом этапе осуществляется обучение основным общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация обучающихся c ОВЗ.
10-11 классы, среднее общее образование с программой углубленного трудового обучения и социально-бытовой ориентировкой.
Учебный план включает перечень всех учебных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый предмет, и распределение этих часов в течение учебной недели. Наряду с традиционными предметами в учебный план включены специфические, имеющие коррекционную направленность занятия, а также индивидуальные и групповые занятия по исправлению недостатков речевого и физического развития.
В 1 - 9 классах из традиционных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение и музыка; осуществляются физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение.
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.
Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.
В старших классах таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Специфической формой организации учебных занятий в специальных (коррекционных) классах VIII вида являются индивидуальные и групповые логопедические и коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
В 5 – 11 классах предусмотрены часы для факультативных (дополнительных) занятий, которые могут быть вариативно использованы в зависимости от производственной необходимости.
Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Учебный план учреждения составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII
вида и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья.Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида 6 – дневная учебная неделя.