Девиз: «Мир профессий большой – труд в почете любой!».
План профориентационной работы МБС (К) ОУ № 10 VIII вида на 2014-15 учебный год
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения, нацеленных не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Для реализации данных вопросов в МБС(К)ОУ №10 VIII вида г.Кызыла разработана программа по профессиональному определению обучающихся «Дорога в жизнь».
Цель:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
- предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
- изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
- организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
- формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
- формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- выбор дальнейшего места учебы, оказание помощи в трудоустройстве;
- оказание психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Основные мероприятия, направленные на реализацию программы «Дорога в жизнь»
1 блок. «Маршруты в мир профессий» (1-4 класс).
Виды деятельности |
Тема |
Уроки чтения, развития речи, уроки ручного труда |
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Цель: первоначальное знакомство с профессиями. Знакомство с окружающим миром, выработка уважения к людям труда. |
Классные часы
|
Цель: формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважения к людям труда. «Путь в профессию начинается в школе». «Труд на радость себе и людям». |
Беседы |
«Бережное отношение к природе». «Работа технического персонала школы». «Профессии наших родителей». «Уважение к людям труда» (мини-рассказы родителей о своем труде). «Труд людей осенью» |
Обзорные и ознакомительные экскурсии |
Экскурсия на пришкольный участок. Экскурсия в школьные учебные мастерские (швейная, столярная, слесарная мастерские, кабинет СБО), библиотеку, столовую. |
Трудовые десанты |
Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке. Практическая деятельность на пришкольном участке. |
Мини – лекции о содержании профессии |
Рекомендации: информация не более 4-5 минут, с сопровождением наглядных материалов; содержание труда, сообщение лишь самого главного из содержания труда, профессионально-важных качеств и т.д. Повар, слесарь, столяр, швея, техработник, дворник, продавец. |
Кружковая деятельность |
«В мире красок и фантазий» «Пчелки» |
Праздники и массовые мероприятия, выставки детских работ |
По плану воспитательной работы школы. Приобретение начальных навыков прикладного мастерства.
|
Виды деятельности |
Тема |
Уроки трудового обучения |
Цели: формирование общетрудовых умений и навыков, воспитание коллективной формы работы, выработка трудовой дисциплины. Первичный выбор профессии: - Плотник, столяр, резчик по дереву; слесарь. - Швея, портной, закройщик. Первичное знакомство с профессиями: - Парикмахер-универсал. |
Уроки чтения |
Расширение знаний о мире профессий: - Обувщик, хлебород, автоинспектор. - Каменщик-маляр, пожарный, работник почты. электрик, библиотекарь. - Военный, милиционер, охранник, строитель. - Столяр, слесарь-сантехник, монтажник. |
Социально бытовая ориентировка |
Расширение знаний о мире профессий: - Повар-кондитер. - Полевод, механизатор, садовод, овощевод, животновод. - Продавец, водители наземного общественного транспорта. - Почтальон. - Телеграфист. Профессиональные беседы: «Каким я буду», «Умение сотрудничать», «Люди и работы». |
Уроки истории и географии 7-8 классы |
«Ремёсла восточных славян». Население нашей Родины и его основные занятия. Растениеводство и животноводство, их специализация. Добыча и переработка полезных ископаемых. |
Уроки рисования |
Проектный рисунок «Моя будущая профессия», «Профессии наших родителей» |
Классные часы
|
«Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем». «Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт». «Все работы хороши - выбирай на вкус». «Профессии наших родителей». «О профессиях разных, нужных и важных». |
Беседы о профессиях |
Цели: закрепление знаний о знакомых профессиях, расширение знаний о рабочих профессиях (строительные профессии, печник, дворник, сторож, техработник, машинист паровых котлов.). Знакомство с профессиями – библиотекарь, фельдшер, водитель, охранник. |
Экскурсии |
Обзорные и ознакомительные экскурсии на производство: магазин, отделение связи, аптека, парикмахерская, шиномонтажная мастерская, прачечная и др. «Экскурсии в школе»: посещение библиотеки, гаража, медкабинета, кочегарки. |
Встречи с интересными людьми |
Цели: расширение знаний о профессиях, воспитание уважения к людям труда, формирование навыков общения, закрепление навыков поведения в общественных местах. Знакомство с профессиями родителей, мини-рассказы родителей о своем труде. |
Трудовые десанты |
Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке. Практическая деятельность на пришкольном участке. Акция «Чистый двор». |
Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией |
Сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей. «Назови правильно», «Посадка и уборка картофеля», «Волшебный мешочек», «Веселый мастеровой», «Карнавал профессий», «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву…», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче», «Орудия труда для профессии». |
Создание альбома «Мир профессий» |
Создание альбома по теме: «Рабочие профессии». |
Кружковая деятельность |
«В мире красок и фантазий» «Мастерская Самоделкина» «Сказка» |
Праздники и массовые мероприятия, выставки детских работ |
По плану воспитательной работы школы. Совершенствование навыков прикладного мастерства. «Всё умеют наши ручки». Конкурсы профессионального мастерства (швейное дело, столярное дело).
|
Виды деятельности |
Тема |
Уроки трудового обучения Столярное дело Швейное дело Слесарное дело СБО, ХОТМ Школьный компонент. Парикмахерское дело Растениеводство
|
Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся на уроках. Законодательство по охране труда. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах. Знакомство с профессиями, производством. Знакомство с востребованными профессиями в Республике Тыва. - Работа с берестой, сборщик мебели, мастер общестроительных работ. - Цветовод – озеленитель, мастер растениеводства, хозяйка усадьбы, фермер. - Дизайнер, оператор швейного оборудования, модистка, скорняк. - Изготовление одежды в швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной фабрике; Оплата труда швеи-мотористки. - Парикмахер, работа в сфере обслуживания. Первичное овладение с профессиональными навыками: дворник, прачка, младший обслуживающий персонал. Ремонт школьной мебели, изготовление с/х инвентаря. |
Уроки русского языка и чтения. |
Расширение знаний о мире профессий. Практические занятия: «Моя будущая профессия» Составляем резюме Самопрезентация |
Социально бытовая ориентировка |
Мир твоих увлечений. 1000 профессий. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Профессии работников бытового обслуживания. Документы, необходимые для поступления на работы. Деловые бумаги, правила их составления. |
Уроки истории и географии |
Быт и традиции тувинцев. Строительство Московского Кремля. Особенности развития сельского хозяйства и промышленное развитие России Сельское хозяйство и промышленность Центральной России. Жизнь и быт людей в новых экономических условиях. Освоение целины. Освоение космоса. |
Уроки обществознания
|
Занятость и трудоустройство в России. Трудовой договор. Заработная плата. Условия труда несовершеннолетних. Служба занятости и её роль в государстве. Социальное обеспечение граждан. |
Классные часы
|
«Кем быть?». «Призвание. Как его найти?». «Куда пойти учиться?». «Профессиональные праздники». «Мир профессий». «Мои профессиональные планы». «Моя мечта о будущей профессии» «Они учились в нашей школе». |
Беседы о профессиях |
Цели: расширение знаний о профессиях, профессиограмма профессий. Работники сельского хозяйства (овощевод, цветовод, чабан, доярка, скотник). Рабочие заводов и фабрик. Знакомство с профессиями - помощник воспитателя, воспитатель, работник народного образования, младший медицинский персонал. |
Экскурсии |
Обзорные экскурсии на производство: общество слепых, благоустройство, обувной цех, мебельная фабрика, магазин, химчистка, прачечная и др. Ознакомительные экскурсии в учебные заведения города, центр занятости. |
Встречи с интересными людьми |
Цели: расширение знаний о профессиях, воспитание уважения к людям труда, формирование навыков общения, закрепление навыков поведения в общественных местах. |
Трудовые десанты |
Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке. Практическая деятельность на пришкольном участке. Акция «Чистый двор». |
Встречи с психологом
|
Карта интересов. Профессиональный тип личности. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Мои сильные и слабые стороны. Мой темперамент и моя будущая профессия |
Профконсультации социального педагога
|
Профессиональное просвещение учащихся. Памятка несовершеннолетнему работнику. Мои жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений. Что вы знаете о ЦЗН? Возможности получения профессионального образования в нашем регионе. Тебе о законе. |
Родительские собрания |
Апрель. Май. Психологическая помощь ребенку в подготовке к экзаменам. |
Кружковая деятельность |
«В мире красок и фантазий» «Мастерская Самоделкина» «Сказка» Студия «Юность» |
Праздники и массовые мероприятия, выставки творческих работ |
По плану воспитательной работы школы. Совершенствование навыков прикладного мастерства: выставки «Дети Центра Азии», «Наши руки – не для скуки». Конкурсы профессионального мастерства (швейное дело, столярное дело, слесарное дело). Фестиваль профессий. Выставка рисунков: «Все работы хороши – выбирай на вкус». Работа в творческих мастерских. |
Карта профессионального выбора старших классов |
Профессиональное самоопределение учащихся. Анкета «Мои профессиональные планы». Карта профессионального выбора. |